ГеографияИстория.Руководители города.Административное устройствоПочётные гражданеТранспортЖелезнодорожный транспортАвиа транспортПромышленностьТелевидениеПечатьМедицинаРазвлеченияУчебные заведенияГостиницыСпортВыдающиеся челябинцыЧелябинская городская дума. Депутаты Челябинской городской ДумыЧелябинская область Административное делениеГородские округаПриродные заповедники и паркиЭкономическая географияВодные ресурсыЭкологияЖивотный мирРастительный мирРельефНовости
 
 

Формы и методы экологического обучения

Формы и методы обучения тесно связаны с другими компонентами учебного курса и является важной условием организации взаимодействия учителя и учеников. Определяющим фактором выбора форм и методов обучения есть цель и содержание программного материала.
На этапе осмысления единства человека с миром природы целесообразно использовать методы и формы, которые способны актуализировать ценностные ориентации, осознать важность экологической проблемы, вызвать эмоциональное состояние, сочувствие.
Такое состояние можно создать с помощью эмоционального рассказа, стихотворения, слайд-шоу, посещение парка, леса и т. и. Важное место здесь отводится учебным задачам.
На этапе формирования экологической проблемы как реального противоречия во взаимодействии общества и природы применяют методы, которые стимулируют познавательную деятельность. При этом эффективными являются эвристическая беседа, проблемное изложение материала, диспут, выполнение заданий типа "что будет, если ..."
На этапе теоретического обоснования взаимодействия общества и природы необходимо сочетать различные формы и методы обучения (конкурсы рефератов, задания по моделированию ситуаций морального выбора: "Каким афоризмом можно выразить Ваше отношение к природе?").
Важное место в обосновании взаимодействия общества и природы занимают наблюдения во время экскурсий, практикумов в природе, походов. Общение с природой вызывает эмоционально значимые переживания.
Практическая деятельность школьников должна быть ориентирована на решение реальных местных экологических проблем, проведение природоохранных акций (елка, первоцвет, источник и т.п.). Реальная проблема всегда захватывает школьников.
Методы обучения тесно связаны с методами экологических исследований: наблюдений, измерений, взятие проб, экспериментального картирования, моделирования, прогноза и т.п.
Значительное количество приемов и методов находят свое отражение во фронтальной, индивидуальной, коллективной формах организации учебной деятельности и их сочетании.
К фронтальной работы обращаются при ознакомлении школьников с экологичным материалом, при внедрении экологических понятий, при объяснении практических заданий на уроке, во время экскурсии в природу.
При индивидуальной форме организации учебной деятельности каждый школьник выполняет задание самостоятельно. Эта форма важна для отработки навыков, воспитание чувства индивидуальной ответственности при принятии решений (работа над рефератом, докладом, кроссвордом и т.д..).
Важное место в формировании экологической культуры имеют ролевые игры, которые развивают экологическое мышление, эмоциональность, творчество, самостоятельность школьников. Этим нарабатывается социальный опыт в принятии экологически грамотных решений. В ролевой игре присутствует имитационная модель реальной действительности (заповедник, экспедиция). Особенность ролевой игры - их Межпредметная и краеведческая направленность.
В формировании экологической культуры особое место занимают дискуссии. Проблемность в сочетании с групповым обсуждением создают ситуацию "конфликта" идей. Это могут быть и межпредметные уроки-дискуссии, когда на эту проблему смотрят с разных позиций.
Работа в парах - основа для организации самостоятельной работы на уроке, проведение взаемоперевирок. Особенно ценной эта форма работы является на факультативах, практикумах, когда школьники заняты научными исследованиями, работают в полевых условиях.
В последние годы при выборе методов обучения предпочтение отдается блочно-модульному принципу группировки материала. Это работа с логически завершенными блоками учебной информации. Их выбор должен соответствовать цели комплексного воздействия на все формы сознания (интеллектуальную, эмоциональную, ценностную, волевую), что создает условия для раскрытия экологических проблем и формирования знаний учащихся.


 
Наш опрос:
Нравится ли вам Челябинск

Очень
Жить можно
Не нравится



Другие опросы
 
 
 
 
Все материалы найдены в открытых источниках и права на них принадлежат их авторам.
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи