ГеографияИстория.Руководители города.Административное устройствоПочётные гражданеТранспортЖелезнодорожный транспортАвиа транспортПромышленностьТелевидениеПечатьМедицинаРазвлеченияУчебные заведенияГостиницыСпортВыдающиеся челябинцыЧелябинская городская дума. Депутаты Челябинской городской ДумыЧелябинская область Административное делениеГородские округаПриродные заповедники и паркиЭкономическая географияВодные ресурсыЭкологияЖивотный мирРастительный мирРельефНовости
 
 

Определение текста часть 1

Определение текста в виде дефиниции - вещь почти невозможная, да и нужна. Перед нами явление настолько многогранное, многоаспектное, что руководствоваться лаконичной фразой-дефиницией даже недопустимо. Текст - это, несомненно, данное, которое имеет свои, присущие только ему, параметры и категории, это коммуникативно-психологическое явление, которое существует только в момент его создания или восприятия. Текст вне написанием и чтением не существует. Иначе это будет только чернильный или какой другой оттиск на бумаге, что имеет место в пространстве и времени вне человека, но только как материал. Итак, первый постулат - текст можно анализировать и править только в отношении человека как автора или реципиента.
Текст, как продукт речи и предмет перцепции, фигурирует в коммуникативном среде в виде неоднозначной графически-языковой системы и структуры. Образно говоря, на пути от автора к читателю текст теряет или приобретает побочных смыслов, подтекстов, значений и т.п.. Этому способствуют условия текстового коммуникативного обращения, а именно: несовершенство графически-знаковой системы, призванной выражать содержание произведения (отсутствие необходимого набора знаков для фиксации, в частности, паралингвистических информации, носителями которой являются жесты, мимика и т.д.; архитектоническая унификация текстов одного жанра, но разных по содержанием, что "унифицирует" и процесс восприятия и понимания смысла произведения); оторванность текста как графически-знакового продукта от его автора, что ведет к нарушению нормального, двустороннего характера коммуникации; оторванность текста также от природной ситуации, в которой, согласно содержанию произведения , он имел фигурировать и т.п. Через эти условия авторский смысл текста и читательский всегда одно и то же. Так, в тексте "... И не одна, а сразу двенадцать" начало третьего абзаца может быть истолкован по-разному, поскольку читателю неизвестно, с какой интонацией, с каким логическим ударением произносилась автором последняя часть фразы "В прошлом году каждый из двенадцати награжденных получил по 100 тысяч рублей - хорошие по тем временам деньги ". Или автор делает логическое ударение на слове "хорошие" и тем самым подчеркивает мысль, что на то время это была большая сумма? Или автор подчеркивает слова "на ту пору" и выражает предостережение, что в этом году никак нельзя ограничиваться этой суммой? Этот смысловой нюанс в пределах заданного автором контекста никак нельзя уточнить, поскольку следующая фраза "Сколько это будет в нынешнем году - пока неизвестно ..." не снимает многозначность предыдущей фразы.

Второй постулат вытекает из первого: текст должен многоаспектные авторскую (с точки зрения автора) и перцептивную (с точки зрения реципиента) структуры. Каждая из этих структур в определенном аспекте является вариантом. К таким вариантных структур принадлежат архитектоническая и семантическая. Последняя охватывает тематическую структуру, которая тоже имеет варианты: фактологическую, композиционную, логико-понятийная, эмоционально-экспрессивную, коммуникативную, информационную, психологическую структуру. Семантическая структура выражается также через образную и языково-абстрактную структуры, существующие в виде графически-знаковой структуры.
Фактологическая структура. Основой этой структуры является логико-понятийные и ассоциативные связи между фактами. Элементом структуры выступает факт.

Страница: 1 из 3    -   Следующая

Навигация: 1  2  3  



 
Наш опрос:
Нравится ли вам Челябинск

Очень
Жить можно
Не нравится



Другие опросы
 
 
 
 
Все материалы найдены в открытых источниках и права на них принадлежат их авторам.
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи